ГРУЗОВОЙ СЕРВИС
Замена вала редуктора КАМАЗа
Текст: Борис Москвин
Ряд технических операций на грузовых автомобилях имеет свои особенности. В числе таких — замена первичного вала редуктора ведущего моста автомобилей КАМАЗ, которая выполняется на демонтированном агрегате. Специально для журнала Service Truck&Bus мастер-класс показывают специалисты компании «Автобау».
Разрушение первичного вала редуктора ведущего моста на самосвале КАМАЗ происходит вследствие работы транспортного средства с сильным перегрузом. Причиной поломки могут стать неумелые действия водителя, который при трогании многотонного (груженного сверх нормы) грузовика с места чрезмерно увеличил обороты двигателя и резко бросил педаль сцепления.

Мастера мультибрендовых станций технического обслуживания для устранения данной неисправности применяют метод частичной разборки редуктора непосредственно на автомобиле, то есть действуют без демонтажа агрегата. Действительно, такой алгоритм действий возможен. Он экономит время и силы. Однако при этом возникает большая вероятность того, что цилиндрические ролики заднего опорного подшипника (в котором вращается вал) выпадут из своего сепаратора. Соответственно, вал не сможет занять своего положения в агрегате. Проще говоря, его банально невозможно будет установить.

Все уловки, заключающиеся в нанесении на подшипник густой консистентной смазки, которая бы удерживала ролики в сепараторе от их выпадения, часто не работают. Вес роликов приличный, а консистентная смазка – не клей. Следовательно, чтобы гарантировать качество ремонта, работу необходимо выполнять, строго следуя алгоритму, прописанному в заводском руководстве по ремонту автомобиля.

При условии того, что крепления агрегата открутились без каких-либо серьезных хлопот, а извлечение агрегата прошло в штатном режиме, на замену первичного вала редуктора уходит примерно 4–5 часов. Стоимость работ у официального сервисного центра КАМАЗ составляет около 21 000 рублей.
Превышение нагрузки привело к разлому/сворачиванию первичного вала редуктора первого ведущего моста. В результате один торец карданного вала упал на землю. Водитель сразу заглушил двигатель, что уберегло конструктивные элементы автомобиля от повреждений. Их мог нанести закрепленный на выходном фланце коробки передач карданный вал при его вращении.
Главная передача и редуктор первого ведущего моста находятся в хорошем доступе. Ко всем его внешним элементам можно добраться стандартным инструментом, в том числе с пневматическим приводом. При этом для замены вала завод КАМАЗ предписывает демонтировать редуктор, поскольку только в данном случае можно правильно установить первичный вал в подшипниках и грамотно собрать агрегат.
Идентификацию редуктора (для заказа необходимых запасных частей) производим по данным прикрепленной к нему таблички. Номер узла также необходим для оформления документов, если автомобиль находится на гарантии. При отсутствии информационной таблички данные по агрегату получают по VIN-номеру грузовика.
Прежде чем приступить к демонтажу редуктора, выводим полуоси из зацепления с дифференциалом. При этом из разъема будет вытекать масло. Для его сбора подкладываем емкости подходящего объема и размера.
Для демонтажа редуктора подвешиваем его на тали. Для этого поднимаем кузов самосвала, обеспечивая доступ к агрегату. Удобнее делать это электрическими талями с возможностью точного регулирования рабочего хода.
Для того чтобы вывесить редуктор, прикручиваем к нему рым-болты или проушины-серьги. Помимо заводских/штатных крепежных элементов используем дополнительные, позиционируя их таким образом, чтобы добиться оптимальной развесовки.
Выкручиваем сливные пробки из картера редуктора и моста. Подставив под них емкость нужного объема, сливаем масло. По наличию в нем инородных частиц, в том числе металлических, можно предварительно судить о том, имеются ли разрушения деталей узла.
Обращаем внимание на то, что масло в агрегатах необходимо заменить на новое, даже если слитое не отработало положенного срока.
Откручиваем гайки крепления редуктора к балке ведущего моста и извлекаем из специальных углублений (на шпильках через одну) конические, центрирующие втулки. Делаем это последовательно и максимально аккуратно.
Данные элементы нередко сильно закисают, что требует дополнительных усилий для их демонтажа. Важно извлечь втулки без их повреждения. Чрезмерное усердие может обернуться выходом крепежного элемента из строя, что повлечет за собой дополнительные расходы.
Для того чтобы отделить редуктор от моста, необходимо в специальные технологические отверстия вкрутить технологические болты. На машинах с большим пробегом соединение редуктор – картер моста нередко сильно прикипает по прокладке. Для разборки применяют монтажные лопатки и предварительно обстукивают корпус агрегата по его периметру.
Редуктор весит десятки килограммов, и для его удержания в момент разъединения с мостом помимо талей (на которых подвешен агрегат) необходимо использовать регулируемый по высоте гидравлический упор. Он перемещается в яме на роликах. В качестве альтернативы ему можно применить гидравлическую стойку.
Демонтировав редуктор, осматриваем картер моста на предмет наличия или отсутствия внутри него продуктов износа (металлические крошки, стружка). Проверяем также наличие стальной стружки и крошки, которые свидетельствуют о разрушении конструктивных элементов редуктора.
Внимательно изучаем состояние вала, передающего крутящий момент на второй/задний ведущий мост приводной тележки, а также косвенно оцениваем состояние его подшипника. Для этого как минимум требуется пошатать вал в разных направлениях.
Для проведения ремонтных работ с редуктором большой массы необходим стенд с поворотной осью и специальное приспособление для крепления агрегата за его корпус.
Стенд является универсальным оборудованием, а приспособление – «подкова», оригинальным. Оно спроектировано специально для установки на него редукторов КАМАЗа. Фиксация редуктора на приспособлении производится болтами.
Чтобы отделить переднюю крышку редуктора с установленным в нее сальниковым уплотнением, попеременно вкручиваем болты в технологические отверстия. Сальник лучше заменить новым. Это позволит исключить течь масла и повторную разборку агрегата для его замены.
Демонтировав крышку редуктора, оцениваем состояние внутренней поверхности внешней обоймы подшипника, по которой работают его ролики. На поверхности не должно быть следов износа. В противном случае подшипник придется заменить новым.
Потянув вверх, извлекаем из корпуса редуктора вал с напрессованным на него подшипником. С помощью съемника демонтируем подшипник. Ролики не должны иметь следов критического износа. Если подшипник изношен, то его необходимо заменить новым.
Шлицевые части механизма блокировки межосевого дифференциала не должны иметь следов износа или крошения металла, при наличии которых необходимо заменить поврежденные элементы. Для этого производим более глубокую разборку агрегата.
В процессе сборки редуктора важно обеспечить правильную регулировку подшипников, для чего необходимо использовать специальные стальные прокладки.
© 2020 All Right Reserved. «Автомобильное время»