Жизнь современного автомобиля проходит во все более сложных и вредных условиях. Городской режим – это пробки, непрерывные троганья с места и переключения передач. А еще это поездки на дачу и на отдых, которые не лучше: прицепы, проселок, буксовка в лужах или на льду… Вся надежда на владельца, он наверняка позаботится, во время запишет на сервис, к хорошему мастеру. Ведь это единственный способ быть уверенным в безопасном и комфортном движении по любой дороге, в самых сложных условиях.
Почему у сцепления сегодня такая трудная жизнь?
Даунсайзинг
Инженерный тренд на экологичность и эффективность сокращает размеры всех узлов и агрегатов – значит удельные нагрузки существенно возрастают.
Мощность
Растут мощность и крутящий момент. А если говорить про дизельные автомобили, это особенно заметно: для них типичен высокий крутящий момент.
Жесткий режим
Режим движения становится все жестче, в течение часа в городе сцепление срабатывает десятки, если не сотни раз.
Поломка сцепления – не редкость. Но автовладелец и мастер СТО должны понимать, что часто именно эта система «жертвует собой», чтобы спасти более дорогую, жизненно важную. В первую очередь – двигатель…
Симптомы
При замене сцепления необходимо тщательно проверять сопрягаемые детали. Это позволит исключить появление новых дефектов и избежать высоких затрат на ремонт
Системные причины
Сложный режим движения и избыточные нагрузки
Механические, внутренние проблемы
Масляные / жировые пятна на накладках диска сцепления, сальниках коленчатого вала
Неполадки смежных систем
Часто приводит к загрязнению накладок диска избыток смазки на первичном валу коробки передач или направляющем подшипнике, утечка масла в гидравлической системе
Попадание воздуха
В автомобилях, оснащенных сцеплением с гидравлическим приводом, проблемы с управлением могут возникать при попадании воздуха в систему
Двигатель
Изношенные опоры двигателя или его плохая регулировка могут приводить к нестабильному поведению при трогании
Картина болезни
Из-за экстремальных нагрузок увеличивается трение между поверхностями диска сцепления, корзины сцепления и маховика, в результате чего возникают точечные высокотемпературные зоны. Из-за перегрева возникает опасность появления трещин на поверхностях корзины сцепления и маховика, а также риск повреждения накладок диска сцепления. Это может привести и к полному выходу из строя двухмассового маховика: из-за длительного перегрева специальная смазка внутри него может утратить пластичность.
При замене сцепления нужно тщательно проверять сопрягаемые детали
Если будут выявлены дефектные, то их следует заменить вместе со сцеплением, чтобы исключить «рецидив» скорого нового ремонта.
Эксперты ZF Aftermarket отмечают еще один фактор риска
Когда автомобиль имеет достаточный запас мощности, водитель практически не замечает, насколько тяжелые грузы перевозит. Специалисты центров по ремонту дизеля знают много примеров «беспричинной» поломки силового агрегата после рутинной поездки по автобану… с яхтой на прицепе!
Эксперты ZF Aftermarket рекомендуют при появлении даже незначительных признаков нестабильного поведения автомобиля, например, при трогании с места, немедленно обращаться в сервис и проводить диагностику.
В 2017 году ZF оснащает болиды шести команд Formula 1 узлами и системами, в том числе – сцеплениями.
Специальная версия сцепления для тяжелой техники, в т. ч. тракторов и строительных машин
Сцепление для условий ралли-марафонов: способным передать огромные моменты, быстро заменяться при необходимости
Сцепление не активируется привычной диафрагменной пружиной. Её работу взяла на себя центробежная муфта
Правила работы для СТО
Эксперты ZF Aftermarket дают рекомендации по правильному монтажу
1
Абсолютная чистота
Даже прикосновение к накладке сцепления руками, запачканными маслом, может впоследствии вызвать дефекты в работе.
2
Смазка
Правильная смазка ступицы муфты сцепления. Центробежная сила перемещает избыточную смазку на фрикционные накладки, что ведет к сбоям в работе.
3
Контроль
Обязательный контроль торцевого биения диска сцепления перед установкой.
4
Ступица
Отказ от грубой силы при соединении ступицы диска сцепления и первичного вала КПП. Нельзя повреждать профиль ступицы.
5
Система выжима
Затяжка крепежных болтов в соответствии с требованиями, то есть в крестообразном порядке, с заданным в инструкции моментом.
6
Профилактика «рецидива»
При замене сцепления нужно тщательно проверять сопрягаемые детали. Если будут выявлены дефектные, то их следует заменить вместе со сцеплением, чтобы исключить «рецидив» скорого нового ремонта.
Эксперты ZF Aftermarket советуют тщательно проверить систему выжима и при необходимости заменить изношенные детали. Если речь идет об автомобиле с центральной муфтой сцепления (CSC), то и ее необходимо заменить.
ZF Aftermarket предлагает сцепления, двухмассовые маховики и системы привода сцепления под всемирно известной маркой Sachs. Также предлагаются комплекты сцепления, которые включают все необходимые для ремонта детали. Более полную информацию можно найти на сайте www.zf.com/sachs. Инструкции по монтажу представлены в разделе информации для специалистов автосервиса. На сайте www.zf.com/serviceinformation в режиме реального времени можно получить консультации ведущих экспертов в области послепродажного обслуживания.

Петр Корнилов
технический эксперт ZF
«Двухдисковое сцепление как таковое уже не новинка, а скорее норма современного рынка. Это верно для парка легковых автомобилей, а вот для грузовой и специальной техники «норма» в 2015-2016 годах получила новое определение.

Соответственно, и новое поколение КПП от ZF создавалось именно под данный тип сцепления. Так концерн следует общемировому тренду повышения эффективности трансмиссии и снижения всевозможных потерь. И наши специалисты-ремонтники должны быть готовы принять и обслужить подобные агрегаты. Технологически новинка – сухое сцепление, которое разработано для тяжелых грузовиков грузоподъемностью до 60 т и крутящего момента более 2800 Нм. Сцепление работает в режиме, когда одна пара дисков замкнута, а вторая – разомкнута. Это гигантский (в понимании легкового рынка) модуль, соответствующий габаритам и массе грузового парка, для которых он создан: его масса 137 кг.

Принципиальное отличие от прежней конструкции состоит в том, что каждый диск сцепления «висит» на своем валу и отвечает за свои передачи: один – за четные, другой – за нечетные. Внешне сцепление выглядит, как обычное. Но в нем имеются две диафрагменные пружины – каждая для своего пакета. Для нас, ремонтников, этот агрегат интересен тем, что его…нельзя ремонтировать! Агрегат неразборный, и в случае износа из строя его заменяют целиком. В серию такое сцепление поставляется с 2014 года. Новый узел имеет всего лишь 2 запчасти: блок сцепления и «коннект», механизм управления им.

С помощью этой конструкции удалось не только гасить крутильные колебания почти вдвое лучше, чем прежде – по пиковым из значениям, но и сместить наиболее пагубный для силового агрегата эффект резонанса «в одну точку» – к моменту запуска мотора. Это означает, что знакомые многие и наиболее дискомфортные эффекта вибраций и шумов при троганьи, на низких оборотах тоже остались в прошлом».
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Мощность моторов и крутящие моменты растут: с начала 21 века средняя мощность легковых автомобилей, зарегистрированных в Германии, возросла на 15% и превысила 100 кВт. Для дизеля сегодня крутящий момент 400 Нм – не предел. А вот вес автомобиля за тот же период вырос очень незначительно – в среднем на 50 кг.

Концерн ZF является мировым лидером в производстве техники привода и подвески и объединяет 122 производственных предприятия в 26 странах. ZF ежегодно инвестирует около 5% от оборота в исследования и разработки. Концерн входит в десятку крупнейших поставщиков для автомобильной промышленности в мире.

Комплексные подходы и полная линейка продукции дивизиона Aftermarket концерна ZF Friedrichshafen AG обеспечивают надёжность и экономичность транспортных средств на протяжении всего жизненного цикла. Благодаря известным торговым маркам, инновационным цифровым решениям, международной сервисной сети и широкому ассортименту продукции, соответствующему требованиям каждого конкретного рынка, ZF является востребованным деловым партнером и занимает второе место среди поставщиков на международном рынке запасных частей.