Экспертное мнение

Обслуживание тормозной системы

Замена и обслуживание компонентов тормозной системы на любой СТО является распространенным и не самым сложным видом услуг. Вот только грамотно и в соответствии с заводским регламентом эту процедуру проводят далеко не все механики и не в каждом автосервисе. Чтобы лишний раз пройтись по основам тормозного мастерства, мы обратились к Александру Сосновскому, старшему техническому консультанту bilstein group. Вместе с ним, а также со специалистами техцентра «ВОЛИН» мы провели осмотр и ремонт тормозной системы Mitsubishi L200.
Как правило, чем крупнее сервис, тем лучше развита корпоративная культура, тем качественнее инструмент, тем выше степень квалификации механиков. Это в теории. Однако в любом автосервисе, каким бы педантичным и ответственным ни был руководитель СТО, человеческий фактор исключить невозможно: постоянно контролировать мастеров не получится. Кроме того, каких-то важных нюансов механик может либо банально не знать, либо пренебрегать ими.

«КУЗОВ», будучи изданием в первую очередь для автосервисного сообщества, неустанно старается доносить до читателей информацию от лучших экспертов отрасли — как от производителей автокомпонентов, так и от ведущих сервисных специалистов. Сегодня мы рассмотрим довольно тривиальную процедуру по замене тормозных компонентов на передней оси не менее тривиального в плане замысловатости конструкции автомобиля Mitsubishi L200. Автомобиль распространенный, надежный, довольно простой в обслуживании, но от этого не менее требовательный как к качеству используемых запасных частей, так и к уровню подготовки механика.
Причина заезда автомобиля в сервис была не такой уж и критичной, однако у владельца все же были небольшие нарекания по поводу чуть снизившейся эффективности торможения. Да и столь правильная для автомобилиста черта, как стремление обслуживать машину заблаговременно, дала о себе знать. Приступаем к диагностике.

Инструментарий механика

Но для начала посмотрим, что нам необходимо для работы. Из диагностического инструмента нам потребуется индикатор часового типа (для замера биения ступиц и дисков), электронный тестер тормозной жидкости, микрометр и штангенциркуль (для измерения толщины тормозного диска и колодок). В свою очередь, для замены компонентов помимо стандартного инструмента (гайковерт, гаечные ключи, ключ-трещотка с набором головок) лишним не будет набор для сведения тормозных цилиндров. Этот простой инструмент позволяет, не повреждая пыльников и сам суппорт, быстро и аккуратно сводить поршень суппорта. Понадобятся также щетки для зачистки деталей от ржавчины, а также зачистные насадки для шуруповерта.

Визуальный
и измерительный контроль

Чем лучше диагностика, тем меньше риск впустую потратить время при ремонте — и свое, и клиента. Первым делом загоняем пикап на вибростенд, а затем и на тормозной стенд. Серьезных замечаний диагностика не показала, но на передних дисках было обнаружено небольшое биение. Дальнейший осмотр дисков это подтвердил: на них были выявлены прерывистые участки с измененным цветом рабочей поверхности, что свидетельствовало о перегреве и частичной деформации дисков.
Несмотря на то что автомобиль прошел всего 42 000 км, диски практически полностью износились: их толщина составила 26,7 мм при минимально допустимой 26,4 мм (стандартная толщина — 28 мм). Быстрый износ в данном случае — следствие в основном городской эксплуатации пикапа.
Измерительные процедуры хоть и немного удлиняют процесс замены, но позволяют точнее разобраться в причинах неисправностей, а также повысить точность диагностики. После демонтажа дисков в нашем случае было отдельно проверено биение ступиц колес, а также биение новых дисков — это необходимо для того, чтобы при жалобах клиента на вибрацию исключить неисправность самой ступицы, а также предотвратить биение дисков после их установки.
«В зависимости от стиля вождения износ тормозных дисков может сильно отличаться, поэтому их проверку нужно совершать при каждом ТО, — объясняет Александр Сосновский. — Важно заметить, что порой жалобы на посторонние шумы и вибрации при торможении не связаны с тормозной системой, а являются результатом неисправности сопутствующих компонентов ходовой. В связи с этим при диагностике тормозов уделяйте особое внимание проверке подвески и элементов трансмиссии».

Демонтаж и зачистка…

С процессом демонтажа проблемы возникают нечасто, хотя порой диски прилично прикипают к ступице. Так вышло и в этот раз: механику пришлось приложить заметные усилия, прежде чем сбить каждый из передних тормозных дисков. Далее, после снятия дисков, суппортов и колодок, приступаем к зачистке поверхностей. Этот ответственный процесс механики порой склонны проводить недостаточно тщательно. Эксперты не устают повторять: чистить ступицу перед сборкой, как и скобу суппорта, нужно практически до блеска: даже небольшая ржавчина, грязь или песчинки могут привести к перекосу диска и, как следствие, его биению, а плохо очищенная скоба, в свою очередь, может затруднить скольжение колодок. «Где возникают ошибки при ремонте, так это в момент подготовки и очистки компонентов тормозной системы. Также важно при замене тормозных колодок и при снятии старых элементов обращать внимание на их состояние: степень и тип износа дадут понять причины неисправностей, а также то, как их устранить», — отмечает Александр.
«Как правило, автопроизводители используют жидкость DOT 4 (либо аналог) и рекомендуют менять ее либо раз в два года, либо раз в 30 000 км (что наступит раньше). Но если неизвестно, менялась жидкость или нет, то желательно при каждом ТО автомобиля проводить инспекцию рабочей жидкости. Для этой процедуры есть два типа приборов: один прибор определяет процент влаги в жидкости, другой, более совершенный, оценивает температуру ее кипения. Это позволяет достаточно точно определять ресурс и характеристики тормозной жидкости».

…И снова диагностика

Однако после полной очистки элементов торопиться не следует: устанавливаем новый диск на ступицу, прикрутив его хотя бы тремя болтами (затянуть их следует с моментом, который прописан для затяжки колесных дисков), после чего берем в руки индикатор часового типа и фиксируем его на рычаге подвески, чтобы замерить биение диска. Необходимые нормативы даны в официальной инструкции (хотя порой их указывают и производители самих дисков): для L200 эта величина составляет 0,06 мм, при этом замер нужно проводить в 5 мм от края рабочей поверхности диска.
Этот замер покажет, насколько тщательно была очищена ступица, так как биение часто связано с плохой подготовкой поверхности. Если после всех ухищрений показания измерительного прибора по-прежнему превышают допустимые пределы, то диск — пока еще не поздно — можно сдать по гарантии в магазин. С качественными запчастями такое случается крайне редко (процент рекламаций у крупнейших производителей исчисляется единицами), но, если правда на вашей стороне, уважающий себя поставщик всегда пойдет вам навстречу.

Смазка и установка

При замене тормозных дисков, понятное дело, обслужить лучше весь узел в сборе: заменить колодки, проверить подвижность направляющих, их смазку и целостность пыльников. Что касается смазки ступиц и колодок, главное — не переборщить: как большинство независимых экспертов, так и представители именитых производителей компонентов, в том числе в febi, советуют придерживаться правил завода-изготовителя автомобиля.
«В зависимости от типа суппорта применяются разные смазки, — объясняет Александр Сосновский. — Если у вас суппорт с закрытыми направляющими, то один тип смазок наносится на направляющие суппорта (смазка безвредна для резиновых пыльников и безопасно взаимодействует с тормозной жидкостью). Второй тип — антискрипная смазка для колодок, которая, как правило, создается на керамической основе, не смывается водой и позволяет избежать заклинивания колодок, посторонних шумов при торможении, скрипов и вибраций. При каждом обслуживании тормозов мы советуем обновлять смазку направляющих суппорта».
При установке компонентов настоятельно рекомендуется не пренебрегать официальным регламентом проведения ТО конкретной модели автомобиля и не опираться исключительно на свой опыт. Это касается в том числе соблюдения моментов затяжек: динамометрическим ключом необходимо затягивать как болты суппорта, так и колесные болты или шпильки. Эта простая процедура позволит не повредить компоненты системы, а также упростит дальнейший ремонт тормозов при следующем ТО.
Александр Сосновский,
старший технический консультант
bilstein group

На сегодняшний день компания Ferdinand Bilstein в составе трех брендов febi, SWAG и Blueprint предлагает ассортимент, который на 98% закрывает европейский автопарк и примерно на 99% — азиатский. Мы предлагаем только тот ассортимент, который идет в оригинальном исполнении. Если, к примеру, в оригинале идет вентилируемый диск с канавками или колодки с противоскрипными пластинами, то у нас будет такое же исполнение. Одна из политик компании — полное соответствие оригинальной продукции. Мы не предлагаем улучшенные версии и версии для тюнинга. Ассортимент продукции включает в себя и сопутствующие материалы: тормозная жидкость, смазки для обслуживания тормозов, специальные щетки для разных поверхностей.

Все диски febi поставляются в окрашенном виде, что исключает необходимость смывать транспортировочную смазку перед их установкой. Кроме того, диски идут со специальными насечками на рабочей поверхности — это необходимо для более быстрой притирки тормозных колодок. Если обратить внимание на ребро тормозного диска, то там всегда можно найти специальную маркировку, на которой указаны артикул, соответствие европейской сертификации ECE R90, а также допустимая толщина тормозного диска. Что касается конструкции дисков, то их характеристики (толщина рабочей поверхности, масса, используемые материалы и т. д.) полностью соответствуют оригинальным компонентам.
К примеру, на конкретном диске для L200 присутствует теплоотводящий канал, который позволяет не передавать высокую температуру на ступичную часть диска. Если мы посмотрим на тормозные колодки (в нашем случае это бренд Blueprint), то большинство из них уже поставляется с антискрипными пластинами. В свою очередь, на фрикционной накладке можно заметить специальные фаски, которые предотвращают появление шума при движении, а также центральный канал, который позволяет тормозной колодке под давлением изгибаться и предотвращает растрескивание фрикционного материала, а также через него проходят газы, образующиеся при высокой температуре от торможения.
Для удобства подбора запчастей мы разработали собственный онлайн-каталог Partsfinder (partsfinder.bilsteingroup.com), который объединяет в себе бренды febi, SWAG и Blue Print и включает в себя весь наш ассортимент — это не только компоненты тормозной системы, но и детали двигателя, подвески, технические жидкости и т. д. Для того чтобы правильно подобрать деталь, есть несколько алгоритмов поиска: поиск по модели и марке автомобиля, по номеру оригинальной запчасти, а также по характеристикам и типу детали.
Редакция журнала «КУЗОВ» выражает благодарность техцентру «ВОЛИН» за помощь в организации и подготовке материала.
Текст: Иван СОКОЛОВ, фото: Андрей ВОЙНОВ
© 2020 All Right Reserved. «Автомобильное время»