Тест-драйв.
Hyundai Mighty EX9
как инструмент бизнеса

Долгожданный дебютант осени 2019 года — среднетоннажный Hyundai Mighty EX9 (Майти) полной массой 8500 кг — попал на редакционные испытания журнала Service Truck&Bus. И это грузовик не корейского производства, а машина, сошедшая с конвейера калининградского завода «АВТОТОР». Основные тестовые километры Mighty прошел в Москве, Подольске, Обнинске, Наро-Фоминске и Калуге. Делимся полученными знаниями и приобретенным опытом.
Выбранная для российского рынка комплектация называется «Комфорт+»

Особенности модели

Оптимально для эксплуатации в российских условиях
Руководство по эксплуатации Hyundai Mighty EX9 — «Война и мир» в миниатюре: 456 страниц! Радует, что предметный указатель выстроен по алфавиту, благодаря чему нужный раздел можно найти довольно быстро. И описание здесь охватывает как простейшие операции вроде замены щеток стеклоочистителя, так и более сложные вещи, например аварийную буксировку.

Самые ценные указания производитель дает по срокам и объему технического обслуживания, в том числе при эксплуатации в тяжелых условиях. Есть перечень ежедневных работ, пункты проверки раз в год и через другие временные интервалы, карты смазки и рекомендации завода-изготовителя. Например, при тяжелых условиях эксплуатации некоторые виды моторного масла нужно менять каждые 20 000 км или раз в полгода.
Обновленная система выхлопа оптимальна для эксплуатации в российских условиях. Она включает систему рециркуляции отработавших газов (EGR) и катализатор твердых частиц (PMC). Проще говоря, система без сажевого фильтра и не требует применения мочевины. Основные преимущества очевидны: благодаря отсутствию необходимости «прожигать» фильтр уменьшается расход топлива и исключается потребность в удалении сажи. Не требуется участие водителя в регенерации, и на выходе — большой сервисный интервал (1 млн и более). Переживать из-за проблем при сильных морозах не приходится. Залогом этого служит система двойной очистки топлива, а именно: подогреваемые предварительный и основной фильтры. Такое решение обеспечивает дополнительную защиту форсунок двигателя от ДТ низкого качества.

ЕХ9 неплохо защищен: 79% деталей кабины оцинковано. Более того, на 38% конструкция кабины состоит из особой стали, которая на 60% прочнее обычной. Каркас кабины создан с хорошим запасом прочности, в дверях установлены стальные усилители, а на месте водителя — подушка безопасности (опция). Неспроста конструкция кабины соответствует действующим нормам безопасности Евросоюза.
Длинная колесная база Long в 3850 мм позволяет устанавливать кузова длиной до 5100 мм
Длинная колесная база Long в 3850 мм позволяет устанавливать кузова длиной до 5100 мм. При этом полезное пространство фургона объемом до 21,7 м3 позволяет перевозить груз на 10 европалетах. В нашем случае на раме смонтирована шторно-бортовая платформа «ТТМ центр». Существует и более длинный вариант колесной базы — Extra Long в 4200 мм. Он позволяет устанавливать надстройки длиной 6200 мм, объемом до 26,8 м3 и вместимостью до 12 европалет. Для этого в раме сделано большое количество отверстий диаметром 11 мм, расположенных с шагом в 50 мм.
На передней и задней осях установлены стабилизаторы поперечной устойчивости. Подогреваемые зеркала заднего вида снабжены электрорегулировкой. Картер двигателя закрыт защитой. Топливный бак объемом 150 л получил замок на крышке заливной горловины. Есть и полезные мелочи. Например, конвертер с 24 на 12 В расширяет возможности подключения дополнительного оборудования. Есть и оборудование, повышающее безопасность. Пример — комбинированные передние противотуманные фары и дневные ходовые огни.
В базовой комплектации у ЕХ9 дисковые тормоза. Вместе с системой курсовой устойчивости (VDC) на скорости 50 км/ч тормозной путь на 4,6 м короче, чем у HD78. Весной 2020 года станет доступно мигание стоп-сигналов при экстренном торможении. Что и говорить: это лучший «кореец» из всех, что когда-либо продавали на российском рынке!
В базовой комплектации у ЕХ9 дисковые тормоза. Вместе с системой курсовой устойчивости (VDC) на скорости 50 км/ч тормозной путь на 4,6 м короче, чем у HD78. Весной 2020 года станет доступно мигание стоп-сигналов при экстренном торможении. Что и говорить: это лучший «кореец» из всех, что когда-либо продавали на российском рынке!

Комплектация «Комфорт+»

Читать дальше
Справка STB. Ценовая доступность
В числе опций для корейского грузовика есть водительская подушка безопасности и ремень безопасности с преднатяжителем, которые стоят 30 тыс. руб., а вообще в комплектации «Комфорт+» предусмотрено все самое необходимое.

Розничная цена шторно-бортовой платформы «ЦТТМ» на шасси Hyundai Mighty EX9 установлена в 3,835 млн руб. Преимущества этой надстройки: алюминиевые борта гарантируют защиту от коррозии и облегчают собственный вес. Бортовые панели фиксируются хорошо зарекомендовавшей себя фурнитурой итальянской фирмы Pastore and Lombardi. Тент крыши и боковин сдвигается с помощью шторного механизма немецкого производства Sesam, позволяя производить погрузку со всех сторон. Дополнительное удобство в том, что верхняя перекладина проема задней двери убирается вместе с крышей.

EX9 c изотермическим фургоном средней степени изотермичности (от «ЦТТМ») можно купить за 3,605 млн руб. А промтоварный фургон (от АМЗ) доступен за 3,55 млн руб. При единовременной покупке двух и более автомобилей действуют специальные цены. Бортовую версию с металлической платформой можно приобрести за 3,51 млн руб.
В стандартном заводском исполнении Hyundai Mighty EX9 имеет богатое оборудование. Оно включает в себя ряд систем, которые не встретишь на одноклассниках китайских и даже японских брендов. Речь о системах помощи при трогании на подъеме (EHS) и экстренном торможении (HAB), противодействия опрокидыванию и распределения тормозных усилий, регулировки тягового усилия (EDC) и электронного контроля устойчивости (ESC). Есть также антиблокировочная система тормозов (ABS), система курсовой устойчивости (VDC).

Выбранная для российского рынка комплектация называется «Комфорт+». Перечень включенных позиций довольно широк, поэтому остановимся на них выборочно. Это центральный замок, пластиковая обшивка кабины, тонировка верхней части ветрового стекла. Здесь же регулируемое по наклону пассажирское сиденье, регулируемый в двух направлениях подголовник, откидной подлокотник водительского кресла.
В распоряжении водителя масса полезных мелочей, делающих рейс менее утомительным. Например, рулевое колесо регулируется в четырех направлениях и имеет вылет на 60 мм. Удобны в использовании потолочные полки для хранения бумаг и небольших вещей. Удачное решение — складной рычаг стояночного тормоза. В движении оценить это невозможно, а вот во время отдыха — в самый раз.

За пассажирским сиденьем устроен глубокий 4-литровый пластмассовый бокс с колодцем для удерживания бутылки с водой. В сложенной средней спинке пассажирского сиденья расположены столик и еще один вещевой отсек. Здесь можно хранить то, что водитель сочтет необходимым. Для рукавиц, головного убора, ключей и прочей мелочевки годится перчаточный ящик объемом 7,6 л. В общей сложности объем различных отделений достигает 43,4 л. В числе опций для ЕХ9 доступны подушка безопасности водителя и ремень с преднатяжителем.

Но не все детали интерьера оправдывают ожидания перевозчиков. Так, два подстаканника в центральной консоли надежно удерживают не каждую емкость для напитков. Скажем, купленный на первой же московской АЗС бумажный стаканчик с кофе болтался здесь настолько свободно, что пришлось сначала выпить бодрящий напиток и только затем возобновить движение. Карманы в дверях есть, но они неглубокие. Ветошь, перчатки, салфетки, какую-то мелочь положить можно. А вот документы формата А4 держать здесь неудобно.

Снаружи вид автомобиля улучшают окрашенный в цвет кабины бампер, хромированная решетка радиатора, дневные ходовые огни. В оснащении радуют передние противотуманные фар с линзой, горный тормоз, круиз-контроль, буксировочный крюк.
В распоряжении водителя масса полезных мелочей, делающих рейс менее утомительным. Например, рулевое колесо регулируется в четырех направлениях и имеет вылет на 60 мм. Удобны в использовании потолочные полки для хранения бумаг и небольших вещей. Удачное решение — складной рычаг стояночного тормоза. В движении оценить это невозможно, а вот во время отдыха — в самый раз.

За пассажирским сиденьем устроен глубокий 4-литровый пластмассовый бокс с колодцем для удерживания бутылки с водой. В сложенной средней спинке пассажирского сиденья расположены столик и еще один вещевой отсек. Здесь можно хранить то, что водитель сочтет необходимым. Для рукавиц, головного убора, ключей и прочей мелочевки годится перчаточный ящик объемом 7,6 л. В общей сложности объем различных отделений достигает 43,4 л. В числе опций для ЕХ9 доступны подушка безопасности водителя и ремень с преднатяжителем.
Снаружи вид автомобиля улучшают окрашенный в цвет кабины бампер, хромированная решетка радиатора, дневные ходовые огни. В оснащении радуют передние противотуманные фар с линзой, горный тормоз, круиз-контроль, буксировочный крюк.
Но не все детали интерьера оправдывают ожидания перевозчиков. Так, два подстаканника в центральной консоли надежно удерживают не каждую емкость для напитков. Скажем, купленный на первой же московской АЗС бумажный стаканчик с кофе болтался здесь настолько свободно, что пришлось сначала выпить бодрящий напиток и только затем возобновить движение. Карманы в дверях есть, но они неглубокие. Ветошь, перчатки, салфетки, какую-то мелочь положить можно. А вот документы формата А4 держать здесь неудобно.

Примерка на себя

Комфорт в деталях
Прежде чем отправиться в рейс, я попросил механиков дилерской станции «Хёндэ Комтранс-Юг» вывесить грузовик на подъемнике. Просьба была вызвана желанием рассмотреть устройство ходовой части и необходимостью сделать снимки.
Новый Hyundai Mighty EX9 имеет ряд особенностей. В их числе — возможность управлять мощностью 3,9-литрового дизельного мотора, когда это необходимо. В базовом варианте двигатель уровня Евро-5 настроен на показатель в 140 л. с. (372 Н·м). При нажатии кнопки увеличения мощности она повышается до 170 л. с. при 2500 об/мин и максимальном крутящем моменте 608 Н·м.
Уже на улице при поднятой кабине рассмотрел компоновку двигателя. В принципе, все в зоне досягаемости на расстоянии вытянутой руки. Сам двигатель крепится иначе, чем на предшественнике. Благодаря этому удалось уменьшить вибрации и снизить уровень шума в кабине. Двигатель выпускника «АВТОТОРА» смещен вперед на 50 мм. Сделано это для увеличения грузового пространства и снижения уровня вибраций. Нельзя не отметить мягкость подвески. Для повышения надежности инженеры усилили задний мост (технически допустимая нагрузка на него составляет 6600 кг). Плавность хода удалось увеличить благодаря новым листовым рессорам, новым газонаполненным амортизаторам и стабилизаторам поперечной устойчивости.
Вход в кабину и посадка за рулем заставили обратить внимание на обновления. Во-первых, вход стал удобнее: по сравнению с Hyundai HD78 ступенька расположена на 8% ниже. Она стала шире на 21% и глубже на 9%, к тому же имеет противоскользящую конструкцию. На стоянке не всегда можно открыть дверь на все 80°. Приходится приспосабливаться к условиям и выполнять вход и выход бочком. Зато радует водительское сиденье на рычажно-пружинной подвеске в базовой комплектации. Комфорту способствует регулируемая по вылету и углу наклона рулевая колонка, магнитола с двумя динамиками и антенной.
В кабине объемом 3,5 м3 много хорошо организованного пространства. Водительское кресло имеет продольную регулировку на 225 мм и наклон спинки на угол до 30°. Зеркала расположены на 10 мм выше, чем у HD78, и это улучшает обзор задней полусферы. Добавлено сферическое зеркало для лучшего обзора.

У модели ЕХ9 новые фары, и это не просто дизайн. Зона освещения увеличена на 19%. Если дальний свет у предшественника бьет на 152 м, то у Mighty — на 167 м. Максимальная ширина светового пучка от продольной оси нового грузовика составляет 8,46 м против 7,1 м на HD78.
В числе плюсов даже небольшие детали, такие как прочные дверные ручки с удобным хватом. Обзор с места водителя улучшен за счет расширения ветрового стекла на 70 мм и увеличения его высоты на 20 мм (по сравнению с HD78). Теперь угол обзора составляет 42,1°.

Контроль за окружающей обстановкой оптимизировала увеличенная площадь дверных окон. Правда, в дождливую погоду они быстро покрываются грязью, видимость ухудшается. Быстро забрызгиваются и мутнеют верхние секции наружных зеркал заднего вида.
По мере знакомства с корейским автомобилем российской сборки выявляются его сильные и слабые стороны.

Расширено информационное поле русифицированного бортового компьютера. В числе основных функций – показ запаса хода, среднего расхода топлива, ошибок и напоминание о сроках следующего ТО. Так, можно планировать пробег от заправки до заправки, а также пересматривать собственный стиль езды.

К комбинации приборов быстро привыкаешь, но окошко борткомпьютера все же чересчур маленькое.
Технические характеристики Hyundai Mighty ЕХ9 4x2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ И НАДСТРОЙКА
Длина, ширина, высота шасси, мм ..................................................6620 × 2,140 × 2,295
Колесная база Long, мм .....................................................................3850 (длинная)
Передний/задний свес, мм.................................................................1125/1580
Размер рамы, мм....................................................................................216 × 70 × 6
Монтажная длина (от кабины до конца рамы), мм.....................4840
Колея передних/ задних колес, мм ..................................................1695/1670
Минимальный дорожный просвет, мм............................................220
Радиус разворота, м...............................................................................7,5
Габаритные размеры шторно-бортовой платформы, мм...........5100 × 2200 × 2200
Полезный объем надстройки «ЦТТМ», м3/число палет.............21,21/10

ВЕСОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ПОДВЕСКА
Снаряженная/полная масса шасси, кг............................................2790/8500
Грузоподъемность шасси, кг..............................................................5710
Максимальная нагрузка на переднюю ось/задний мост, кг...3100/6600
Тип передней оси ...................................................................................Мост с балкой без развилок на концах
Тип задней подвески ............................................................................Полностью разгруженная
Редуктор/тип............................................................................................Одинарный/гипоидная передача
Размер шин..............................................................................................215/75 R17.5
Тормозные механизмы спереди/сзади..........................................Дисковые/дисковые
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Модель и экологический класс.........................................................Hyundai D4GA, Евро-5
Тип..............................................................................................................Дизельный, с прямым впрыском
Число, расположение цилиндров; рабочий объем, см3............4, рядное; 3907
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм................................................104 × 115
Максимальная полезная мощность, л. с. / об/мин....................170/2500
Максимальный крутящий момент, Н·м / об/мин........................608/1400
Система выхлопа...................................................................................EGR + PMC (без сажевого фильтра и мочевины)
Модель коробки передач....................................................................ТО60S6
Тип КПП и число передач...................................................................Механическая, 6
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Привод......................................................................................................Гидравлический
Тип механизмов спереди/сзади......................................................Дисковые/дисковые
Площадь/толщина диска, см2/мм...................................................107/21,5
ДРУГИЕ ПАРАМЕТРЫ
Объем топливного бака, л................................................................150
Бортовое напряжение и емкость АКБ, В/А·ч..............................24/2 × 90
Генератор, В/А......................................................................................24/90
Стартер, В/кВт......................................................................................24/5
Максимальная скорость, км/ч.......................................................130
Заводская гарантия, лет/км............................................................5/500 000
Розничная стоимость шторно-бортовой платформы
«Центр ТТМ», руб................................................................................3 835 000

ИТОГИ СЕМИ ДНЕЙ

Редакционный тест-драйв длился целую неделю. Показатели борткомпьютера фиксировались ежедневно. Единственный нюанс — машина эксплуатировалась без загрузки…

За время тест-драйва удалось проехать несколько сотен километров. Минимальный расход топлива был установлен на пути из Калуги в Москву и составил 13,4 л/100 км. Максимальный — 18,8 л/100 км — пришелся на езду по столичным пробкам. С загрузкой топливный аппетит оказался бы выше, но его диапазон и так понятен.

К главным плюсам Hyundai Mighty EX9 можно отнести удобную просторную трехместную кабину, мягкую подвеску, стабильное поведение на дороге и удачно подобранные зимние шины Continental. Зачет производителю за 150-литровый топливный бак, крышку бака с замком, небольшой радиус разворота и вместительный кузов.

Из недочетов отмечу маленькую вертикальную амплитуду подрессоренного сиденья водителя, быстрое загрязнение верхних секций зеркал в непогоду, отсутствие показаний температуры воздуха за бортом. Правда, проблема «пробивания» сиденья решается регулировкой степени жесткости. Для этого под сиденьем предусмотрен регулировочный рычаг. При установленном широком кузове машине не хватает камеры заднего вида: проблемой становится не только маневрирование задним ходом, но и безопасный выезд со стоянки. Выход из ситуации — заказать камеру отдельно.

Подогрев водительского сиденья бесступенчатый и неотключаемый в автоматическом режиме. При движении за городом руль пустоват: хочется более четкой обратной связи. Разгон на первой и второй передачах вялый даже без груза, и это не исправить. Механизм подъема кабины не имеет замка, что в российских условиях не лучшее решение. Правда, и у конкурентов штатный замок кабины тоже не предусмотрен.

МНЕНИЕ РЕДАКЦИИ
В сухом остатке имеем весьма достойное транспортное средство для бизнеса. Главное — удачно подобрать надстройку и составить оптимальную спецификацию!
Текст: Александр ТРОХАЧЕВ, фото автора и Hyundai Truck and Bus Rus
© 2020 All Right Reserved. «Автомобильное время»