Сканматик 2 PRO.
Практика применения
Минимальный инструментарий диагноста незатейлив. Из основных средств производства можно назвать мультиметр, паяльник, диагностический сканер и каталог электросхем...
Для определенных целей полезно также иметь в хозяйстве и осциллограф, но здесь уже перечень оснастки начинает расти как снежный ком. А в списке первой необходимости основную стоимость обычно имеет именно ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СКАНЕР.
Те, для кого диагностика является основным хлебом, обычно имеют в запасе несколько сканеров, суммарная стоимость которых запросто приближается к стоимости бюджетного, а иногда и весьма дорогого подержанного автомобиля. Точно так же у любого слесаря в хозяйстве есть несколько наборов инструментов, однако в обиходе обычно используется наиболее удобный, подходящий для большинства случаев, а другие инструменты достаются, когда это действительно необходимо. С диагностическим оборудованием ситуация похожая — есть один, самый удобный в использовании, которым решается большинство задач, а есть дополнительные, необходимые в особых случаях. Какой сканер выбрать в качестве такого основного — каждый решает сам, но одним из идеально подходящих кандидатов на эту роль является Сканматик 2 PRO, о практике работы с которым мы расскажем ниже.
Бывает и так, что задача сводится к чтению ошибок, поиску «легких» неисправностей и базовым адаптациям. Тогда уж точно нет смысла покупать дорогие варианты, они при таком сценарии работы попросту не «отобьются» в разумные сроки. А это важный аспект, если учитывать, что конечной целью профессионального авторемонта является заработок, а не только игра в увлекательный, хотя и подержанный (а местами и ржавый) конструктор. И в этой ситуации Сканматик выручит не хуже.
                  Сканер Сканматик 2 PRO
Прибор будет полезен и тем, кто по основному профилю диагностикой не занимается, зарабатывая на хлеб, например, ремонтом подвески. Любой механик сталкивается с ситуацией, когда постоянные клиенты обращаются по большинству проблем, которые даже не относятся к основному профилю этого механика. Людям психологически комфортно иметь одну точку входа для всех проблем. Конкретный человек, которому доверяешь, вселяет уверенность больше, чем любые сертификаты и документы.

Для крупных СТО задача стать таким человеком стоит перед мастером-приемщиком. Не так важно, что ремонтировать машину будут другие люди, — главное, что основное взаимодействие будет с тем человеком, который принимает и выдает машину. Какая бы проблема ни встала перед автовладельцем, он обращается к одному и тому же специалисту, а тот уже распределяет работы внутри организации.

С маленькими СТО, особенно гаражными, ситуация сложнее. Когда человек привык обслуживать автомобиль в одном маленьком сервисе, понятно его желание обратиться туда и с проблемами по автоэлектрике и диагностике. И вот здесь наступает тонкий момент выбора между двумя позициями. Первая — жестко ограничить сферу деятельности.
«Делаем только механику, за ремонтом электрики — вот туда»
???
Подход, имеющий право на жизнь, но имеющий и минусы. Глядишь, клиенту тот сервис приглянется, и той самой «единственной точкой входа» он выберет его. Понятно, что это лучше, чем «взяться и не сделать» или «взяться и сделать только хуже», — в таком сценарии клиент и подавно убежит. Так что соизмерять свои силы надо.
Альтернативой этому может стать подход, при котором диагностика и автоэлектрика хотя и не являются основным профилем, но большинство несложных работ по этому профилю выполняются наряду с чисто «механическими». Тем более что практика показывает — большинство подобных обращений не требуют каких-то нечеловеческих навыков — достаточно обладать по-настоящему твердыми знаниями по устройству этих систем, а также относительно простым инструментарием, с перечисления которого мы и начали наш разговор.
                  Поддерживаемые марки
Первый критерий при выборе сканера — набор марок автомобилей, с которыми он может работать. Почти любой диагностический сканер в наше время умеет работать по стандартному протоколу OBD, но это довольно ограниченный набор параметров, имеющий отношение только к системе управления силовой установкой (двигатель и АКПП). Чтение других блоков управления, а также работа с исполнительными механизмами, адаптации и прочие специфические функции доступны только по заводскому протоколу. Любой производитель сканеров предоставляет такую информацию. У Сканматика выбор поддерживаемых марок следующий:
Очевидно, что если в основной массе обслуживаемых автомобилей преобладают марки не из этого списка, то выбор данного сканера будет довольно опрометчив. Хотя и здесь надо сделать оговорку: есть довольно большой список сторонних программ, которые позволяют работать с автомобилями через этот адаптер. Полный список протестированных программ с комментариями приведен на сайте производителя, а навскидку можно говорить о возможностях работы с автомобилями Honda, Toyota, Ford, Mercedes Benz, VW/Audi, Land Rover, Volvo, Subaru и других марок.
Функционал смартфона в большинстве случаев достаточен
Сюда же сразу стоит отнести возможность перепрошивки блоков управления — многие программы, выполняющие такую прошивку, корректно поддерживают Сканматик. Более того, некоторое ПО для перепрошивки работает ТОЛЬКО через Сканматик. Мы, однако, работали только со штатным ПО от производителя, поэтому расскажем непосредственно о нем. Оно существует в двух версиях: для ПК и для мобильных устройств на базе Android. В первые дни после получения сканера на тест ноутбука под рукой не было, поэтому установили приложение на телефон. В конечном счете оказалось, что этого более чем достаточно для комфортной работы.
Приятным бонусом стало то, что на диске в комплекте со сканером оказалась подборка документации на некоторые автомобили из числа поддерживаемых. Иметь достоверную документацию, а не пытаться просеять то, что предлагают поисковики, — бесценно
Производитель позиционирует это как пример той документации, которая может понадобиться для диагностики: есть и схемы, есть и сервис-мануалы — в общем, некоторый набор материалов, доступных из открытых источников. Основная идея — подсказать начинающим диагностам, какого рода документация может им потребоваться. Со своих позиций стоит заметить, что и имеющаяся документация может пригодиться сама по себе. Это скажет любой, кто хоть раз судорожно пытался нагуглить конкретные критерии появления ошибок или принципы работы какой-то конкретной системы, пока мимо со свистом пролетало рабочее время.
НАРАБОТАННАЯ ПРАКТИКА
Никогда в жизни в окрестностях нашей маленькой гаражной СТО такими исправными не были буквально все автомобили перечисленных выше марок. Всех попадавшихся в наши цепкие руки владельцев этих марок мы придирчиво опрашивали на предмет неисправностей автомобилей и получали в ответ только слова восхищения надежностью их железных коней. Причиной такой резко выросшей надежности склонны считать именно получение данного сканера в сочетании с необходимостью оперативно наработать практику. Тем не менее даже в таких антидиагностических условиях удалось получить немного практики, которая может быть полезной.
Lada X-Ray:
ДО ОБИДНОГО ПРОСТО
Mitsubishi Lancer IX, 4G18 (1.6):
НЕТОРОПЛИВОСТЬ И УМЕРЕННОСТЬ
Lifan X50:
НЕ БЫВАЕТ ЗДОРОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, БЫВАЮТ НЕДООБСЛЕДОВАННЫЕ
К сожалению, обстоятельства сложились так, что по-настоящему сложных случаев на период тестирования не выпало. Но даже имеющиеся случаи подтвердили удобство и скорость работы сканера. Не подвел и охват по брендам и блокам управления — все, что заявлено у производителя на сайте и что было реализовано в блоках управления на автомобилях, на практике поддерживалось.

Ввиду специализации у нас не было возможности проверить работу сканера на грузовых автомобилях, но вообще — это одно из самых бюджетных решений в грузовой диагностике. Причем, судя по отзывам, в данном случае бюджетность совмещена с максимальным охватом по всем системам и блокам управления отечественных грузовиков, то есть в этом сегменте по соотношению «цена/качество» Сканматик вообще впереди планеты всей. Настолько впереди, что порой его покупают даже не диагносты, а водители. Со слов представителя компании, известны случаи, когда прибор возят в лесовозах в районах Крайнего Севера, чтобы была возможность оперативно стереть код неисправности по системе снижения токсичности и вернуться домой, а не ждать эвакуатора, так как в режиме ограничения мощности груженый автомобиль с места тронуться не может. Конечно, такой сценарий вызван ненадежностью соответствующих систем на упомянутых грузовиках, но спасительную функцию сканера это не отменяет. Тем более что для полноценной работы достаточно телефона с ОС Android.
Известны и случаи, когда кто-то профессионально глубоко специализируется на одной марке автомобилей, применяя дилерские программы через Сканматик. Кто-то специализируется на чип-тюнинге, используя Сканматик в качестве основного интерфейса для различных программ-загрузчиков. Кто-то использует его вместо дилерского сканера при работе с отечественными и китайскими автомобилями. Прибор позволяет решить устрашающе большое количество задач. Кстати, многие пользователи охотно делятся решениями в своих видео в Интернете, что также существенно облегчает жизнь всему сообществу пользователей, — благодаря этим видео несложно как освоить сканер, так и выполнить очень многие задачи.
МНЕНИЕ РЕДАКЦИИ
В конечном счете использовать или не использовать этот сканер — каждый, безусловно, решает сам. Но по общей совокупности отзывов и личной практики Сканматик выглядит слишком удобным и универсальным инструментом, чтобы не иметь его в своем инструментарии.

Текст и фото: Евгений БОЧКАНОВ
© 2020 All Right Reserved. «Автомобильное время»